Медицинская библиотека
Медицинские статьи
Медицинская литература и книги
 
 
 

Лекарственные поражения легких - медицинская статья, новость, лекция

Читать медицинскую статью, новость, лекцию по медицине: «Лекарственные поражения легких» размещена 8-10-2018, 15:55, посмотрело: 59


0

Лекарственные поражения легкихЛекарственные поражения легких

 

 

Изменения в легких могут вызывать различные лекарственные препараты, риск возникновения побочного действия лекарств на легкие выше у женщин, у курящих людей, а также повышается с возрастом. Рентгенологические проявления лекарственной токсичности в легких разнообразны - это могут быть двусторонние участки альвеолярной инфильтрации и снижения прозрачности по типу «матового стекла», «мигрирующие» эозинофильные инфильтраты по типу синдрома Леффлера, двустороннее усиление интерстициального компонента рисунка с образованием ретикулярных теней, фиброзные изменения, вплоть до развития «сотового легкого».

Появление «мигрирующих» эозинофильных инфильтратов могут обуславливать антибактериальные препараты (ванкомицин и ко-тримоксазол и др.), противовирусные (ацикловир, интерферон и др.), противотуберкулезные, противогрибковые средства, нестероидные противоспалительные препараты, противосудорожные средства, нейролептики, цитотатики, йодсодержащие контрастные вещества и др. лекарственные препараты.

Инфильтраты в легких, обусловленные побочным действием лекарственных препаратов, могут располагаться преимущественно в субплевральных отделах, в этом случае рентгенологическая картина схожа с криптогенной организующейся пневмонией - такие изменения могут быть вызваны амиодароном, метотрексатом. Изменения по типу пневмонита (криптогенной организующейся пневмонии, неспецифической интерстициальной пневмонии) обуславливают цитостатики, соли золота, нитрофураны, сульфаниламиды, антибиотики пенициллинового ряда, наркотические вещества.

В тяжелых случаях поражение легких протекает по типу РДСВ (например, в результате воздействия героина, кокаина, а также при применении наркотических анальгетиков). РДСВ наблюдался при применении цитостатиков (блеомицин, циклофосфамид, метотрексат), причем у больных лейкозами РДСВ может возникнуть в результате сочетания токсического воздействия на легочную ткань лекарственного препарата и продуктов распада атипичных клеток. Весь спектр изменений легочной ткани при лекарственном поражении лучше выявляется с помощью РКТ.

 

Амиодарон - «амиодароновое легкое»

Достаточно часто поражение легких по типу пневмонита обусловлено антиаритмическим препаратом амиодароном. Заболевание чаще развивается постепенно, сроки возникновения изменений в легких колеблются от нескольких недель до нескольких лет приема препарата, в среднем составляя 18 - 24 месяца. Клинически «амиодароновое легкое» проявляется сухим кашлем, одышкой, умеренным повышением температуры тела. На рентгенограммах выявляются двусторонние ассиметричные альвеолярные инфильтраты и участки снижения прозрачности по типу «матового стекла».

Острое начало заболевания возможно после введения больших доз препарата, также предрасполагают к развитию «острого амиодаронового легкого» наркоз, ИВЛ, оксигенотерапия. Клинически и рентгенологически «острое амиодароновое легкое» напоминает РДСВ.


Метотрексат - «метотрексатовое легкое»

Легкие пораженные метатрексатом
В легких пораженных метотрексатом определяется распространенное усиление интерстициального компонента легочного рисунка с образованием мелкосетчатой картины. В правом легком в проекции второго межреберья виден кальцинированный очаг (вероятно, посттуберкулезные изменения).

Метотрексат чаще вызывает пневмонит в течение первого года приема препарата, к предрасполагающим факторам развития «метотрексатового легкого» относятся сахарный диабет, гипоальбуминемия, предшествующие заболевания легких. Клинически заболевание проявляется кашлем, одышкой. На рентгенограммах выявляются усиление легочного рисунка с образованием ретикулярных теней (рисунки ниже), возможно появление инфильтративных изменений. Характерны распространенные изменения или преобладание их в базальных отделах легких.

Легкие пораженные метатрексатом
На рентгенограмме видны изменения в легких, обусловленные побочным действием метотрексата. Увеличенный фрагмент предыдущей рентгенограммы (правое легочное поле).

Для постановки диагноза лекарственного поражения легких большое значение имеет взаимосвязь появления симптомов и изменений в легких с применением определенного лекарственного препарата.


Автор(ы): Мельников В.В.




Понравилась медицинская статья, новость, лекция по медицине из категории
«Медицинские статьи / УЗД, Рентгенология и Томография»:

Лекарственные поражения легких

поделись в:



HTML-cсылка
BB-cсылка
Прямая ссылка

Категория: Медицинские статьи / УЗД, Рентгенология и Томография

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *